В России сделан очередной шаг на пути либерализации ОСАГО. В Госдуму для рассмотрения парламентариями поступил законопроект об индивидуальной тарификации в страховании автогражданской ответственности, который должен стать базой для перехода к системе свободных тарифов. Соответствующая информация была опубликована на портале правительства.
Документ подготовлен в Минфине на основании требований российского правительства. Он предполагает наделение страховых компаний возможностями самостоятельно определять величину тарифа для каждого конкретного клиента с учетом личностных характеристик водителя, степени аккуратности его вождения. При этом будет установлен предельно допустимый размер премии, получаемый страховой компанией с каждого договора.
Предполагается законодательно закрепить необходимость ведения единой истории каждого водителя, чтобы исключить риски появления у одного человека нескольких коэффициентов КБМ, случайного обнуления имеющихся коэффициентов при указании нового транспортного средства. В историю вождения будет включаться информация, касающаяся организации выплат за страхователя после аварий, в которых он выступал виновником, сведения по всем его транспортным средствам, предыдущим страховым полисам, включая страховки без ограничения.
Последовательно предусматривается отказ от ряда централизованных коэффициентов. В первую очередь откажутся от территориального деления, а с четвертого квартала 2020-го года в расчет не будет приниматься мощность силового агрегата автомашины, включаемой в ОСАГО.
Вместе с этим проектом закона предполагается значительное увеличение величины компенсации за причинение вреда здоровью. Если сегодня максимальный размер выплат составляет 500 тысяч рублей, то с начала будущего года его планируют увеличить сразу вчетверо.
Среди других новшеств, добровольное применение водителям средств записи телеметрии, на основе которых они смогут подтверждать свою склонность к аккуратному вождению и тем самым рассчитывать на получение скидок при оформлении страховки. Соответственно страховые компании должны принимать данные технических средств клиентов для последующих расчетов.
При проведении независимой экспертизы по оценке ущерба транспортному средству, инициированной страхователем, ему предлагается вменить в обязанность информировать страховую компанию о месте и времени ее проведения, дабы реализовать право представителей страховой компании присутствовать лично.
Нововведения коснутся и правил определения размера неустойки относительно величины возвращаемой страховой премии. В частности расчетной базой будет выступать сама возвращаемая часть премии.