Поступающие жалобы от операторов техосмотра возникли по причине принятого решения, которое дало возможность покупать полисы автогражданки без предъявления диагностической карты. В результате они остались без дохода.
В целом потери операторов, связанные с отсутствием необходимости оформлять диагностическую карту при покупке ОСАГО, оцениваются в среднем в 1,5 млрд. ежемесячно. В своем обращении В. Путину, М. Мишустину, В. Володину больше сотни компаний просят отменить требования, которые были введены по причине коронавируса. Также они просят включить отрасль в которой работают, в список тех, кто пострадал от пандемии, и оформить каникулы в отношении налогов. В жалобе есть просьба о разработке методики расчета цен на ТО. Газета «Коммерсант» пишет, что в РСА считают нецелесообразность таких требований в сложившейся ситуации. В Госдуме также не согласны с их мнением.
В прошлом, 2019 году, Госдумой был принят законопроект по реформированию в отношении техосмотра. В соответствии с ним диагностические карты переводятся в электронный формат, также обязательна фотосъемка, а в отношении операторов, которые продают такие документы, увеличен штраф. Сумму 2000 руб. заплатят те, кто ездит без ТО.
Все требования должны были заработать с июня текущего 2020 года. По причине пандемии сроки передвинулись на 1 – 2 года. Параллельно с этим появилось еще одно требование, в соответствии с которым, новые автомобили, возраст которых менее 4 лет, могут не проходить проверку в рамках ТО. Если машине 4 – 10 лет, она должна проводиться раз в 2 года. Для тех транспортных средств, который более 10 лет, ТО обязательно каждый год. До 30.09.2020 года купить ОСАГО разрешается без диагностической карты.
Операторы подчеркивают в своем обращении, что в результате такого требования страховщики предоставляют защиту по ОСАГО без заключения по автомобилю относительно безопасности его использования. Неисправное ТС – это риск для участников дорожного движения.
Критике поддается и решение относительно увеличения кратности ТО. Так, они подчеркивают, что за 4 – 5 лет использования автомобиля может образоваться большой пробег и существенные поломки, которые также могут повлиять на ситуацию на дороге в отношении других ТС и пешеходов. Фактор, являющийся основным в отношении подачи жалобы, — сложная экономическая ситуация в целом для отрасли. По причине отмены обязательного ТО поток автомобилей, приезжающих на проверку, значительно сократился. Цифры подтверждают сложность ситуации: в сфере ТО работает около 30 000 специалистов, около 12 000 человек обслуживающего персонала. Им нужно платить зарплату, но на это нет средств. Также данная отрасль не входит в список тех, которые могут получить кредит с нулевым процентом для выплаты заработной платы. В результате, на чем акцентируют внимание компании, до конца установленного срока (30 сентября) операторы работают в минус, постепенно становясь банкротами. Как «выжить» в такой ситуации они не понимают.
Организации просят об отмене закона, позволяющего приобрести ОСАГО без ТО, а реформу, которая была запущена ранее, запустить уже с начала следующего года без деления на этапы.
Как прокомментировал ситуацию заместитель директора РСА С. Ефремов газете «Коммерсант», за 2 – 3 года система ТО будет существенно изменена. Также он сообщает, что операторы не совсем понимают сложность ситуации и выполняют одностороннюю и необъективную критику. Он не поддержал критику, которая касалась кратности проверок. Ефремов обратил внимание на то, что и корейские, и японские производители автомобилей давно предоставляют гарантию в 5 лет на автомобили, и нет необходимости лишний раз автовладельцев проходить проверку. В данной ситуации следует думать о водителях, временная мера является неизбежной. В столице и области, в которых 30 % всех ТС станы, были закрыты пункты ТО по причине коронавируса в первую очередь. В тоже время транспорт должен был ездить. Так как без полиса выезжать запрещено, было принято решение об отмене ТО для оформления ОСАГО. В ином случае передвижение автотранспорта было бы остановлено. В качестве примера Ефремов обращает внимание на такси, автобусы, которые должны проходить проверку 2 раза в год. Требования операторов по пересмотру тарифов он поддерживает.